Как выбрать автомобильные весы
Нашим предприятием периодически обобщается и систематизируется опыт производства, монтажа и эксплуатации автомобильных, вагонных (ж/д), платформенных, монорельсовых и других весов, с последующим обновлением основных рекомендаций для заказчиков по выбору весового оборудования. Еще во времена СССР основным принципом экономики был учёт и контроль. Что же изменилось за последние 25 лет? Ответ – ничего.
В современных условиях ускорения, оптимизации и технологического перевооружения предприятий народного хозяйства, внедрения современных технологий, как в производственном процессе, так и в процессе управления предприятием, эти вопросы приобрели еще большую остроту и наполнились новым значением. Перед современным руководителем ставится задача в налаживании не только учета и контроля, но и глубокой автоматизации процессов управления потоками сырья, материалов и готовой продукции. Как же решать эти задачи?
Единственно правильный путь – это налаживание весового хозяйства предприятия. Весовое хозяйство предприятия может включать в себя как единичные весы, устанавливаемые на технологических переходах, так и автоматизированные весовые комплексы, с созданием баз данных и управлением в автоматическом режиме технологическими процессами. Рассмотрим автомобильные весы на въезде-выезде предприятия для учета поступающего сырья и отпуска готовой продукции, так как любое предприятие начинается с этих весов. С чего же начать подбор автомобильных весов для своего предприятия?
Наш многолетний опыт показывает, что выбор автомобильных весов начинается с анализа задач, для решения которых предполагается использование этих весов. Если весы будут использоваться для коммерческого учета перемещаемых грузов (входной контроль грузов, поступающих на предприятие и, или отпуск грузов на сторону с выпиской товаросопроводительных документов) предпочтительнее использование автомобильных весов в режиме статического взвешивания с полным заездом автомобиля на платформу весов (весы автомобильные серии ВА). В случае, если весы будут использоваться для целей принятия решения о допуске транспортных средств к перевозке груза по транспортным магистралям и дорогам общего назначения, предпочтительно использование весов для поосного взвешивания в движении, с функциями взвешивания по осям, суммирования и сравнения с нормируемыми значениями (весы автомобильные серии ВДА). Для выбора основных параметров автомобильных весов, предназначенных для коммерческого учета, к которым относятся габаритные размеры, наибольший предел взвешивания (НПВ), дискретность отсчета, необходимо проанализировать парк транспортных средств, которые будут взвешиваться на этих весах.
Габаритные размеры весов выбирают исходя из параметров наибольшего транспортного средства (ТС), при этом необходимо к расстоянию между дальними осями ТС прибавить 2м, а к габаритному размеру по ширине ТС прибавить 0,5 м. При этом необходимо учитывать местные условия предприятия, а именно возможность установки весов с учетом прямолинейных участков на въезде и выезде перед весами. НПВ подбирают, основываясь на схожем принципе - то есть НПВ должно быть больше полной массы наибольшего ТС на 10%, при этом следует понимать, что НПВ не характеризует несущую способность весов, а зависит только от метрологических настроек. Этот нюанс может привести к тому, что из-за мнимой экономии выбор может быть сделан в пользу весов с меньшим НПВ, при тех же габаритных размерах. Например, очень часто клиенты приобретают весы с НПВ 30тн и длиной 16м, думая, что они дешевле, чем весы с НПВ 40тн, хотя это полное заблуждение. На самом деле при всех тех же технических характеристиках (металлоконструкция, количество датчиков, дискретность отсчета) увеличение НПВ позволяет взвешивать больший парк ТС при сохранении ценовых характеристик. То есть клиент сам ограничивает свои возможности. Цена же автомобильных весов зависит, в первую очередь, от конструкции весовой платформы и ее несущей способности. Так, при проезде по весам трехосного самосвала МАЗ, грузоподъемностью 20 тн, на одну 6м платформу приходится распределенная нагрузка 34 тн, независимо от общей длины весов и НПВ, а в средней части платформы нагрузка от двух осей задней тележки порядка 24 тн. Поэтому основной характеристикой весовой платформы, характеризующей ее несущую способность, является не НПВ, а разрешенная нагрузка на ось автомобиля при движении по весам.
Какую же конструкцию предпочесть? В настоящее время разработаны несколько основных вариантов изготовления весовых платформ:
Классическая конструкция - основана на применении в качестве несущего элемента продольной двутавровой балки от 40-го до 50-го номера и поперечных швеллеров от 16-го до 20-го номера, покрытых настилом, толщиной от 5 до 8 мм. Эта конструкция имеет ряд существенных недостатков:
- Большая металлоемкость и, как следствие, масса изделия;
- Неразборные модули шириной 3.4м и длиной от 6 до 9м (очень неудобно перевозить такие габаритные весы – требуется спец. транспорт);
- Возможное образование волны на настиле и его разрушение при интенсивной эксплуатации (эффект «стиральной доски»);
- Большая высота весов (от 400мм и более);
- Датчики открыты – подвержены влиянию внешних факторов.
Достоинства: быстрый монтаж и легкий доступ к датчикам.
Нашим предприятием разработана конструкция, аналогичная данной, однако главным ее отличием является применение в качестве несущих элементов, кроме двутавровой балки, ортотропных модулей размером 3 на 2м, с продольными несущими балками из гнутого U-образного профиля (рис.1). Модули перевозятся любым грузовым транспортом и легко собираются на двутавровые балки при помощи болтовых соединений. Применение данного решения позволяет снизить металлоемкость, исключить эффект «стиральной доски», облегчить перевозку, однако остальные недостатки. Включая высокую стоимость, остаются.
Ортотропная конструкция - основная модель автомобильных весов, изготавливаемая нашим предприятием, и рядом ведущих производителей, таких как Mettler Toledo, представляет собой сборно-разборную модульную конструкцию. Она состоит из поперечных балок, в которых устанавливаются тензодатчики, и ортотропных полуплатформ на U-образных гнутых балках, покрытых рифленым листом толщиной 6,8,10 мм, в зависимости от разрешенной нагрузки на ось автомобиля, соответственно 12, 16 и 20тн. Длина модулей 6м и 4м. Из этих элементов на болтовых соединениях собираются автомобильные весы любых размеров от 6 до 24м и шириной от3 до 5м.
К достоинствам этой конструкции можно, несомненно, отнести низкую металлоемкость, а, следовательно – стоимость, высокую прочность и надежность конструкции, возможность сборки-разборки, легкость транспортировки, защита датчиков от воздействия факторов окружающей среды.
Кроме выбора конструкции и технических параметров весов необходимо выбрать способ установки весов. По способу установки автомобильные весы бывают фундаментными и бесфундаментными.
Фундаментное исполнение предпочтительнее для предприятий, имеющих большой грузопоток. Такие весы точнее и надежнее, не требуют значительных затрат по техническому обслуживанию. В свою очередь фундаментные весы делятся на врезные (устанавливаются в приямок, вровень с дорожным полотном) и надземные (с бетонными, или металлическими въездными пандусами) При выборе вида фундамента надо учитывать местные условия. Врезные весы, как правило, устанавливаются под навесом, желательно на небольшом возвышении, относительно подъездных путей. Весы с надземной установкой могут быть установлены в любом месте, обеспечивающем естественный водоотвод из-под весов, не требуют организации навеса. Так же необходимо учитывать, что при установке весов в приямок затруднен доступ к датчикам (только сверху, через крышки) и требуется обязательная организация водоотведения (в случае невозможности естественного водоотвода необходимо организовывать водоотвод во временные емкости, с последующей откачкой).
Бесфундаментное исполнение, как правило, используется при временном размещении автомобильных весов, с последующим перемещением их к новому месту установки. Однако, учитывая, что весы все-таки является точным инструментом, готовить площадку под них необходимо путем бетонирования, либо путем укладки дорожных плит. Также надо учитывать тот факт, что никто не гарантирует, что в процессе эксплуатации основание весов не просядет. В этом случае весы придется выравнивать и, возможно, повторно калибровать, что повлечет дополнительные затраты, и довольно значительные (доставка образцовых грузов, услуги тех. специалистов и вызов гос. поверителя)
Нашим предприятием разработаны схемы укладки дорожных плит для всех моделей, выпускаемых нами весов, кроме того, используя свой специальный транспорт и штатных специалистов, мы осуществляем доставку и раскладку дорожных плит на подготовленной (выровненной площадке).
Итак, какой выбор будет наиболее правильным? Несомненно, Ваш, поскольку только Вы лучше знаете все особенности своего предприятия.
Источник: weight.by